PribalNews.ru
Общие    Политика    Бизнес и экономика    Происшествия и криминал    Культура    Спорт    Архив    Дом и семья   



СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

11.08.2011 02:31





Тяга к творчеству заложена в нас природой. Мы хотим созидать, вдохновлять, образовывать, производить, пожинать плоды, разрабатывать, генерировать, выводить, возводить, формировать, сочинять. Хотим и делаем, если не боимся. Потому что страх тоже в нашей натуре. Мы боимся не обеспечить себе и тем, кто от нас зависит, минимальных жизненных надобностей; не хотим рисковать уже нажитым; приходим в ужас от того, что проблемы придется решать самостоятельно; стыдимся окружения и того, что наше произведение не будет принято...

Когда страхи затрагивают один из самых значимых аспектов нашей жизни - профессиональную деятельность; бывает, что они перевешивают тягу к самовыражению, а бывает, что и нет. И тогда человек начинает свой бизнес. И какой бы мотив ни придумал бывший наемный работник или иждивенец: "Да пошел он (начальник), нашелся тут командир!", "Другого пути нет", "Никто, кроме меня, этого не сделает", "Моя идея гениальна!", - отныне все его действия будут подчинены единственной цели - персонифицировать себя в предпринимательской деятельности.

Одна из самых прекрасных возможностей приспаде экономики - открытие рынка для новых предпринимателей. Плюсов много: никто не будет спрашивать тебя о твоих финансовых возможностях и достижениях в бизнесе, ведь кризис поставил всех в равные условия. Приняты законы, облегчающие начало мелкого бизнеса: основной капитал снизили, плату за регистрацию сделали минимальной, налоговые расчеты для микропредприятий упростили, доступны европейские фонды, и частные инвесторы заинтересованы получить что-то поинтереснее "усохших" депозитных ставок.

И в то же время статистика неумолимо показывает, что до 80% вновь организованных предприятий заканчивают свою деятельность в первый же год. А между тем ошибки, которые допускают новички, известны и вполне предотвратимы. Вот о том, как попасть в число счастливчиков, и хотелось бы поговорить.

Начать с нуля?

Что же нужно для начала собственного дела? Деньги? Да, деньги как ресурс нужны, хотя, как мы увидим далее, не обязательны. Обязательно нужны объективные денежные расчеты. Конечно, есть виды бизнеса, где без начального капитала никуда, но вы должны считаться с тем, что у вас есть. Потому что главная ошибка новичков - это вложение в бизнес всего, что у них есть, а иногда еще и в долг.

Вот вам сценарий 80% случаев открытия микробизнеса. О бюджете: "Так, ремонт сделать в магазине - латов 300 (с ремонта квартиры еще кое-какие материалы остались), залог за аренду - 200, в товар вложить - 500, итого 1 000 дензнаков". Вынули из заначки, перезаняли и... Столкнулись с тем, что пока ремонт делали - набежали аренда, коммунальные платежи и зарплаты. За оформление разных разрешений и вывесок - плати, еще по мелочам как-то непонятно рассосалось, да и на оборудование лизинг не дали... "Ну ладно, будем как-то открываться, остальное с оборота потихоньку купим". Открылись. А покупателей-то нет, они еще не обнаружили ваше место. "Так, делаем скидку". Что-то продали - отдали долги и... в товар вложить нечего. Все, тупик.

И не думайте, что это только к торговле относится. В эту порочную схему укладываются и честные трудяги-производители, и гениальные новаторы, и даже, казалось бы, совершенно защищенные от накладных расходов самозанятые лица. А далее, как говорится, "приходит бизнес и уходит, а кушать хочется всегда". И устраивается наш разочарованный "недотворец" на низко-, но постоянно оплачиваемую работу, виня во всем кровопийц-арендодателей, "которые понимать ничего не хотят", и власти, которые "последние жилы тянут", ну и еще покупателей, которые "ничего не понимают и покупают то, что хуже качеством и дороже".

Выводы:

1) ваши первоначальные вложения должны предусматривать все возможные затраты. Для этого нужно как минимум поговорить о них с теми, кто уже этим бизнесом занимается, а лучше составить бизнес-план и предусмотреть все детали начала предпринимательской деятельности, а также (внимание!) ваши личные и семейные потребности. Прибыль не зарплата, ее не выплачивают;

2) необходимо считаться с тем, что никто ваш товар на рынке не ждет и не будет стоять за ним в очереди. Ваши вложения должны еще и обеспечивать постоянные издержки в период становления компании минимум полгода, а лучше - год.

Для того, чтобы у вас хватило возможностей, вы должны научиться пользоваться не только своими денежными средствами, но и всеми потенциально доступными ресурсами. Нет денег на аренду - ищите первых клиентов на дому. Нет средств на рекламу - предлагайте бартер, участвуйте во всевозможных конкурсах. Нет резервов отложить деньги для обеспечения своей семьи - продолжайте работать, но более эффективно, высвобождайте время на начало своего дела. Выполняйте задачу номер один - найти рынок сбыта - по совместительству. И когда вы реально сможете опираться на некоторый стабильный оборот - начинайте инвестировать в свое дело, не считаясь с задержкой поступлений.

Желанья пламенный мотор.

Ошибка номер два - "бзик". Не могу подобрать более точного слова к действиям еще одной (и весьма большой) группы "непредпринимателей". Как-то так:

* понедельник: "А-а-а, все надоело, что я, дурак, что ли? Сам не сделаю?";

* вторник: в 8.00 занял денег, в 9.00 купил товар, в 10.00 уговорил друга подержать товар у себя, в 11.00 уговорил того же друга купить по случаю у него товар "на пробу", в 12.00 гордо прообедал первую прибыль в ресторане, с 13.00 и до поздней ночи снял помещение, нашел оборудование, все расставил, продал еще что-то;

* среда: людей нет, скука;

* четверг: обзвонил всех знакомых, что-то продал, а тех, кто не купил, уговорил приехать "хоть посмотреть", закрылся раньше положенного - устал;

* пятница: "смотреть" не приехали. Апатия.. * суббота: тоска.. * воскресенье: "Ну и на кой мне такой бизнес?".

Вроде все есть: и предприимчивый, и чужими деньгами умеет оперировать, и торговать умеет, ан нет. Нет у него еще одной важной составляющей - намерения. Бизнес не любит пацанских замашек "поматросил и бросил", спекульнуть можно и не отрываясь от получки. Ему (бизнесу) подавай высокие материи и привязанности. Например, желание донести свою идею или навык до ума и сердца некоторого количества потребителей.

Так что если хотите только улучшить свое материальное положение, то не факт, что вам нужен бизнес. Понятие "свое дело" не равно понятию высоких доходов. Зачастую бывает так, что чиновник, сидя в кабинете, зарабатывает вдвое, а то и втрое больше предпринимателей, заходящих к нему на прием. Хуже того, наиболее прибыльные проекты связаны с нешуточным риском и полным отсутствием социального обеспечения.

А намерение заключается в следующем: зарабатывать деньги на том, чем вы готовы заниматься, даже если вам самому надо заплатить за это деньги. Берите пример хоть с Генри Форда - он свой первый автомобиль сконструировал в свободное от работы время.

Намерение - это осознанная цель. Таким образом, для того, чтобы целенаправленно развивать свой бизнес, вам нужно крайне четко определиться с идеей и смыслом вашей деятельности. Попытайтесь ее оформить в виде ответа на три вопроса: "Что?" "Кому?" "Как?" И выразить это в осязаемых (!) величинах.

Что?

Теоретически вы можете продавать все что угодно. Но имейте ввиду, что для успешного продвижения бизнеса вам нужны знания в одной из трех сфер: знание продукта (технологии его производства), умение продавать или способность управлять. Если у вас есть навыки более чем в одном виде знаний - прекрасно, ваши шансы резко повышаются. Если есть все три - успех обеспечен, и скорее всего, он у вас уже есть. Но мы говорим о начальном этапе и потому удовольствуемся хотя бы одним компонентом. Один должен быть! Иначе все свое время, ресурсы, запал и идею вы растеряете не на бизнес, а на получение знаний. А в итоге получите бесценный опыт и... разорившееся предприятие.

Если у вас нет опыта, а имеются только желание, идея или ресурсы, не предпринимайте самостоятельных шагов. Подумайте о партнере или приобретите недостающие качественные услуги со стороны. Часто начало и конец предприятия практически совпадают друг с другом и сопровождаются словами "я сам все знаю". Надо, надо участвовать в ассоциациях, в специализированных выставках и даже в политической жизни. Надо быть социально активным и общаться с партнерами по бизнесу, специалистами и клиентами, даже потенциальными. Вы только приобретете, если ваши знания будут основаны на знаниях многих умных и успешных людей.

Кому?

Поскольку с начала года в "Референте" уже не менее пяти статей было посвящено "клиентоориентированному бизнесу", повторюсь лишь вкратце.

Эта составляющая успешного бизнеса в большей мере связана не с рисками предприятия на начальном этапе, а с возможностью длительного существования. Не отрицаю, можно "втюхать" что угодно кому угодно, но один раз, причем приложив для этого усилия, не сравнимые с получаемой выгодой. А для того, чтобы это действие имело продолженный эффект - чтобы инерция от первой продажи превращалась в лояльность покупателя и чтобы в дальнейшем покупки он совершал самостоятельно, без излишних побудительных мотивов, - ваш клиент должен быть уверен, что благо, заключенное в вашем продукте, удовлетворяет присущую ему потребность в большей степени, чем если бы он приобрел другие блага для удовлетворения любых существующих потребностей за ту же сумму денег. Фраза мудреная, но попробуйте кратко сформулировать уже написанное ранее и уместить несколько тысяч знаков в одно предложение...

Упростим. У вас имеется две возможности - удовлетворять существующие потребности, соревнуясь с конкурентами, или развить новую потребность, предлагая некий невиданный продукт неопознанному клиенту. Если у вас недостаточно ресурсов для вхождения на рынок, лучше начинать с первого - например, продавать мороженое и сосиски в местах большого скопления непритязательной публики. Ну а если вы реально одержимы идеей и готовы вкладывать в продвижение своего продукта, попробуйте со вторым направлением - например, предлагайте там же продукты здорового питания. Помните только, что второй вариант - это по большому счету лотерея: не угадаете, не хватит вам ресурсов (в том числе и временных и эмоциональных) - проиграете все, что вложили, получив в лучшем случае бесценный опыт.

Как?

Лучше всего, если вы не углубляетесь ни в один из процессов на предприятии, а воздействуете только на связи между процессами и с внешними факторами. Руководитель, который сильно привязывается к производству, продажам или любой другой функциональной составляющей, теряет связь с остальными, и предприятие получается "перекошенным". Впоследствии такой дисбаланс вызывает на предприятии кризис, и если директор не выравнивает ситуацию, компания неминуемо теряет жизнеспособность.

А на практике в случае первого бизнеса так случается редко, и собственник крутится как белка в колесе, пытаясь или одновременно ввязаться в любые мелочи, или скинуть на плечи партнеров и работников все, кроме чего-то одного, что близко его сердцу. И здесь появляется еще один важный фактор риска - разобщенность идей.

Каждый член вашей команды реализует свое собственное намерение, которое в некоторых аспектах совпадает с вашим намерением и намерениями других членов команды, а в целом - нет. Вы хотите признания, а кто-то хочет денег. Вы руководствуетесь принципами открытости, а кто-то подозрителен и замкнут. Вы смотрите в будущее, а кому-то нужны результаты здесь и сейчас. Если заранее не оговорить принципы и цели вашей работы, упоминая конкретные даты, цифры и качественные показатели, то конечная ситуация будет похожа на финал сказки "о попе и его работнике Балде", когда расхождение в понимании вознаграждения (три щелчка) привело к помешательству работодателя.

Конечно, упомянутые три ошибки начала бизнеса - не единственные, мир предпринимательства имеет собственные законы, незнание которых не избавляет от ответственности, но об этом потом. А пока, коль скоро родилась мысль о создании своего дела, поищите на бесплатных интернет-ресурсах бланк и составьте свою декларацию независимости - бизнес-план вашего предприятия, не упуская "маловажных" разделов и "пока неизвестных" величин. Обсудите его с партнерами или опытными сочувствующими лицами - и вперед, к собственным свершениям, к свободе творчества.

В последующих статьях мы вернемся к "продажным" темам и поговорим о всеобщих маркетинговых принципах, которые можно реально применить на практике.

До новых встреч!

Источник: Юстина ХУДЕНКО, Бизнес & Референт






||

2009 PribaltNews.ru

При полном или частичном цитировании материалов сайта, гиперссылка на www.pribaltnews.ru обязательна.