PribalNews.ru
Общие    Политика    Бизнес и экономика    Происшествия и криминал    Культура    Спорт    Архив    Дом и семья   



Слуга двух столиц

07.08.2003 17:44





Олег Басилашвили - один из немногих на сегодняшний день актеров, кто искренне верит: поэтом (музыкантом, художником, артистом) можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Народный артист СССР и России, Басилашвили заседал в Верховном Совете РФ. Но даже отойдя от большой политики, остался общественным деятелем. К его мнению прислушиваются с тем же вниманием, с каким следят за его актерскими работами. А оценить талант Басилашвили-артиста можно в обеих столицах: штатный актер БДТ имени Г. А. Товстоногова, он одновременно играет сразу в трех московских спектаклях - Не жалеете времени, потраченного на политику?

- Нисколько. Я горжусь тем, что принял пусть маленькое, но конкретное участие в попытке изменения политического и экономического строя нашей страны - А есть вещи, которые тогда не удались, а обидно до сих пор?

- Конечно. Ведь мы, народные депутаты, не имели ни малейшего понятия о том, какую страну надо строить. Этого не знал и сам Борис Николаевич Ельцин. Мы просто мечтали быть некой оппозиционной партией при Генеральном секретаре ЦК или при президенте Горбачеве. И вдруг в одночасье на наши головы свалилась власть. Что было делать? Мы не знали инструментов. Было сделано много нужного, были и ошибки. Но сам процесс устранения партии, доведшей страну до полного коллапса, был необходим.

А вот некоторые сегодняшние тенденции меня пугают. Скажем, по телевидению очень часто показывают старые фильмы. Я смотрю "Кубанских казаков" Пырьева и ужасаюсь: деревня голодает, кругом разруха, а людям показывают ярмарки с грудами продуктов. Все это наглое вранье показывают до сих пор - Вы считаете, что кино призвано точно отображать жизнь?

- Кино можно снимать о чем угодно. Но даже ложь должна быть направленна. Фильмы Пырьева направлены на агитацию за советскую власть. А вот против картин Эльдара Рязанова у меня возражений нет. Их подчас придуманная жизнь - сказка, но ведь сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. К сожалению, я уже давно не снимался у Эльдара Александровича. Но обязательно соглашусь, если он меня позовет - Несмотря на то, что лучшее время Рязанова-режиссера, кажется, позади?

- Этого никто не знает. Художник имеет право на паузу, на поиск. Фразу "Танки идут ромбом" можно написать всегда. А для создания "Войны и мира" необходимо отойти от описываемых событий, отстраниться, почувствовать дистанцию. Я, конечно, не сравниваю Рязанова с Толстым. Но для осмысления нынешней жизни требуется время. Если не подумать, не сосредоточиться, то получатся заполнившие наши экраны сериалы с хорошими следователями и неплохими бандитами.. - Но, сериал не претендует на осмысление или подведение итогов. Его задача - развлечь зрителя, не более того - А "Идиот"? Или, скажем, "Жизнь Клима Самгина"? Эту самую "Жизнь" никто никогда до конца не дочитывал, даже, кажется, сам Горький. А смотрела вся страна, как и "Идиота". Потому что получилось подлинное художественное произведение. С закрученной интригой, развернутыми характерами и настоящим героем в центре - А каким вы видите настоящего героя сегодняшнего дня?

- Мне кажется, герой, который востребован сегодня, сродни Печорину. Он видит, что люди живут только для себя, обугливается душой и мстит этой жизни. Не так давно на сцене БДТ режиссер Темур Чхеидзе поставил "Маскарад" Лермонтова. В этом спектакле Арбенин был представлен именно таким "героем". Удивительно, но зрители, в том числе пресловутая распальцованная молодежь, не спускают глаз со сцены. Хотя, казалось бы, молодых людей должен больше интересовать какой-нибудь насквозь искусственный поп-певец вроде Элтона Джона - "Искусственным" Элтоном Джоном восхищается уже не одно поколение - Может быть, поэтому в мире и происходит то, что происходит. Откройте Библию. Там написано: не сотвори себе кумира - С отрицательным героем понятно. А как насчет положительного образа?

- Вот послушайте... Старые антрепренеры, такие, как Синельников или Корш, набирали труппы по следующему принципу: если все роли в "Горе от ума" - от простака до героя-любовника - распределяются, труппа укомплектована блистательно. Такая труппа была у Георгия Александровича Товстоногова. И мы играли "Горе от ума". Герой этой пьесы Чацкий по традиции должен быть красив, сексуально притягателен, обладать прекрасной дикцией и пластикой. А в БДТ Чацкого играл Сергей Юрский: не то чтобы секс-символ... Можно даже сказать, он сыграл антигероя. Но в этой работе было что-то расширяющее представление о традиционном амплуа. Лиризм исполнения заглушил все черты резонера. Зритель смотрел на сцену и видел не хрестоматийного персонажа, а своего современника. Так что понятие героя со временем размывается. Кто будет считаться истинным героем нашего времени, мы узнаем только в будущем. Для меня герой сегодняшнего дня - человек, создающий производство, дающий работу людям, человек, вкладывающий весь свой капитал в расширение своего дела, преодолевая препятствия, созданные несовершенными законами и людьми с нечистой совестью. За такими героями - будущее - Вам, Олег Валерианович, наверняка не привыкать к жизни на два города. А каково играть, следуя сразу двум - московской и питерской - театральным традициям?

- Это очень непростой вопрос. Во времена великого Московского Художественного театра первого и второго поколения ученик студии МХАТ даже не предполагал, что можно перейти в студию Малого или, скажем, Вахтанговского театра: настолько это были разные школы. Сегодня границы стерлись, громадное число театральных школ появилось в провинции. Причем мне кажется, что на периферии работают очень талантливые артисты. Просто мы, столичные "штучки", выпячиваем себя на передний план, лезем в телевизор и купаемся в шампанском. Москвичи и питерцы захватили киностудии, застолбили телевизионные угодья - сериалы, и провинциальные артисты обречены вращаться в собственной среде. Или переезжать. Но Москва больше не в состоянии быть клизмой, засасывающей в себя любые таланты. На мой взгляд, необходимо сделать все возможное, чтобы артисты так называемой провинции стали известны всей России. Как известны Олег Янковский, Алексей Петренко или Инна Чурикова - И как же, по-вашему, этого добиться?

- Необходимо, чтобы жизнь провинции была отражена на ТВ во всей своей полноте. Почему Москва и Питер транслируются на всю страну, а, скажем, Хабаровск - нет? Чем Москва отличается от Хабаровска? Ничем - Разве что столичным статусом - Что такое статус? Посмотрите на Америку: разве там существует вопрос, где работать - в Нью-Йорке, Вашингтоне или, допустим, в Детройте? Все эти города самодостаточны. Они обеспечены всем необходимым для жизни. Тебе нравятся небоскребы - поезжай в Нью-Йорк, тебе нравятся ровные поля - поезжай в Детройт. Голливуд - не в Вашингтоне, не в Нью-Йорке, а на другом конце страны, в Калифорнии. А у нас все в Москве. При такой дикой централизации культуре грозит инфаркт - И в чем, по-вашему, он будет выражаться?

- В полном культурном крахе. В Москве, кстати, этот крах уже происходит. Нормальная жизнь теплится только в двух-трех театрах. Да в антрепризе, где нет-нет да и промелькнет живая искра искусства. Все остальное - на потребу, а значит - дрянь - В Питере ситуация получше?

- Петербург более провинциален, поэтому он в более выгодном положении - Вам, коренному москвичу, сразу стало легко в городе на Неве?

- Мне здесь до сих пор тяжело. В первую очередь из-за климата. Долгие годы единственным спасением от уныния для меня была работа. Театры Петербурга отличаются друг от друга так же, как сам Петербург от остальных российских городов. Поступив на службу в Театр Ленинского комсомола, я окунулся в удивительно легкую атмосферу: труппа была дружна, все друг другу помогали на сцене и не думали об интригах за кулисами. А когда я перешел работать в БДТ, то оказался в театре совсем другого плана: первое время казалось, что тебе на голову положили гранитную плиту. БДТ начинает свою историю еще со времен графини Апраксиной, затем он перешел в ведение друга Антона Павловича Чехова Александра Суворина и только после революции стал государственным. Эти кулисы впитали столько горя и счастья, что не могут не действовать на человека - Понимаю, что публика плохой не бывает. И все же, московские зрители отличаются от питерских?

- Московская публика всегда более расположена. Ты выходишь на сцену и чувствуешь исходящие из зала токи. Как будто тебя все время подбадривают: давай, давай, давай. В Питере зрителя надо завоевывать, и каждый раз - как в первый. Вне зависимости от прошлых заслуг.

Товстоногов был уверен, что зрительный зал обязан волноваться: плакать, смеяться, задумываться. Холодный спектакль не признавался. За 40 лет труппа БДТ привыкла именно к такому видению театра и способу режиссуры.

Источник: Юнна ЧУПРИНИНА, Вечерняя Рига






||

2009 PribaltNews.ru

При полном или частичном цитировании материалов сайта, гиперссылка на www.pribaltnews.ru обязательна.