PribalNews.ru
Общие    Политика    Бизнес и экономика    Происшествия и криминал    Культура    Спорт    Архив    Дом и семья   



Последний полет "Пахтакора"

20.08.2003 10:30





В прошлой нашей советской жизни, как известно, авиакатастроф не было: все данные по ним строжайшим образом засекречивались и ходили на уровне слухов. О трагедии 11 августа 1979 года тоже никто бы мог не узнать, если бы ее жертвой не стала целая футбольная команда ташкентского "Пахтакора".

В тот памятный августовский день, сообщая результаты очередного футбольного тура, московское радио произнесло странную фразу: мол, матч между "Динамо" (Минск) и "Пахтакором" состоится гораздо позже. Зная эзоповскую изощренность тогдашнего "совка", весь мир до тех пор гадал, что бы это могло означать, пока информационные агентства других стран не сообщили о трагедии. А тем временем у деревни Куриловка безутешные матери, жены, друзья искали останки своих близких, Узбекистан оплакивал своих сыновей.

Ташкент достойно проводил в последний путь своих сограждан - по тем временам в нем сделали больше, чем разрешалось. А потом было набранное петитом сообщение в еженедельнике "Футбол-хоккей", в самом дальнем углу последней страницы... Фатальный случай в небе над Днепродзержинском вычеркнул из списка чемпионата команду-надежду. Команду надежд. Это сказано совсем не из желания сделать полагающийся в таких случаях реверанс.

Позволим себе немного истории. После двухлетнего пребывания в первой лиге (1976-1977) "Пахтакор" предстал в лиге высшей новой командой. Не стушевавшись перед авторитетами, ташкентцы в первом же матче обыграли ЦСКА - 1:0, в шестом туре был повержен будущий чемпион - тбилисское "Динамо" - 3:0 (трудно припомнить, чтобы дебютант так "наказывал" будущего чемпиона). С серебряными призерами - киевским "Динамо" - пахтакоровцы дважды сыграли вничью (2:2 и 1:1), а на финише сезона обыграли донецкий "Шахтер", занявший в итоге третье место. Таким образом, новичок стал грозой авторитетов, завоевав приз с одноименным названием. Итог сезона - одиннадцатое место, забито 42 гола - лишь на три меньше, чем у чемпиона, а лидер команды Михаил Ан вошел в число "33 лучших".

Потенциал "Пахтакора" проглядывался невооруженным глазом. С тем же энтузиазмом пахтакоровцы вступили в сезон 1979 года, одержав в первом круге 6 побед. На своем родном стадионе в жаркий августовский день матчем с ворошиловградской "Зарей" "Пахтакор" начал второй круг. Этому матчу суждено было стать последним для той команды. Хозяева выиграли убедительно - 3:1, и довольные победители после финального свистка направились через туннель стадиона к раздевалке. Как всегда, самые экспансивные болельщики, перегнувшись через перила, приветствовали своих любимцев. Никто тогда не мог представить себе, что они видят их в последний раз. О том, что команда подавала большие надежды, говорят люди, знающие толк в футболе.

В. Д. Соловьев: "Они были сильной командой - все, с кем доводилось говорить об этом, утверждали, что "Пахтакор-79" вскоре мог реально претендовать на медали". А. А. Севидов: "Пахтакору" в первой лиге пришлось выдержать острое соперничество, побуждавшее бороться за победу в каждом матче. Тренеры и игроки не изменили себе и в высшей лиге, ворвавшись в нее, словно свежий ветер". О. П. Базилевич: "Потенциально более половины игроков тогдашнего состава могли реально претендовать на место в сборной страны".

Опоздание ценою в жизнь.

Порою жизнь предлагает сюжеты почище тех, что показывают в кино. Потом их, эти сюжеты, используют сценаристы, и мы говорим: "Кино! Так не бывает!" Оказывается, бывает...

О том трагическом дне 11 августа вспоминает журналист-международник и писатель Олег Якубов. Он должен был лететь вместе с футболистами команды "Пахтакор" одним рейсом в Минск, но чудом (как и массажист, запасной вратарь команды) избежал гибели благодаря лишь минутному опозданию на самолет.

Судьба - Дело в том, что в середине 70-х я стал президентом Федерации спортивной прессы Узбекистана. Фактически футбол был партийным видом, поэтому даже график моих командировок составлялся с учетом футбольного календаря "Пахтакора". Это своего рода преамбула к тому, как вообще я приблизился к команде "Пахтакор". Я начал часто бывать на базе команды, подружился с тренером, ребятами. Мы встречались, у многих я дома бывал, иногда оставался ночевать на базе, в бане вместе парились, то есть я жил внутри команды. Меня даже воспринимали уже не как журналиста, а как приятеля - Вы должны были оказаться на том самом злополучном рейсе. Стечению каких обстоятельств вы обязаны жизнью?

- Накануне этого трагического рейса был день рождения у массажиста команды Анатолия Дворникова. Отношения в команде были теплые, и ребята не могли его не поздравить. Собрались на одной приватной квартире. Она находилась буквально в 100 метрах от базы. Разумеется, о том, чтобы праздновать на базе, и речи не было. Посидели, как положено, часов до 11 вечера. Выпили немного. Основной состав ушел спать, режим есть режим, а мы с несколькими ребятами немного засиделись. Ну и как следствие - проспали и опоздали на самолет - Тот самый самолет фактически показал вам хвост?

- Если бы! Это было бы не так обидно. Дело в том, что в аэропорту мы узнали, что люки задраили только-только. Выходит, нас спасли минуты. Начали прикидывать ситуацию, возник вариант лететь через Киев. Когда приехали в Минск, обнаружили, что команды нет. Нам никто ничего не говорит, ссылаются на какие-то погодные условия, мол, закрыт аэропорт - Вы помните, какая погода была в тот день?

- Было пасмурно, моросил мелкий дождик, может, поэтому мы и не придали этому сразу такого значения. И потом, мало ли какие могли возникнуть проблемы по пути следования. И мы особенно не волновались. Потом меня пригласили в ЦК. Сначала начали что-то лепетать, а потом все же сказали, что есть основания полагать, что самолет попал в авиакатастрофу, и посоветовали сходить пообедать. А какое обедать?! В тот момент у меня была надежда, что это ошибка, ведь есть лишь предположения, что самолет попал в катастрофу. Потом нас снова пригласили в кабинет, и я уже понял, что нет никакой надежды. Мне тогда предложили написать сообщение о гибели команды. Так что на меня еще выпала и эта ужасная обязанность - Замолчать это не могли, гибель всей команды не могла тогда не вызвать колоссального резонанса - Конечно. Более того, когда мы с ребятами вернулись в Ташкент, люди от нас буквально шарахались на улицах. Никто не мог поверить, что мы живые, а не привидения, даже подходили и трогали. Но толпа жестока. Когда тот же Толик Дворников выходил потом на футбольное поле со своим чемоданчиком, находились мерзавцы, которые ему свистели и улюлюкали: мол, алкоголик, алкоголик. Он поворачивался и говорил: "Алкоголик, зато живой".

Стрелочник - Говоря о причинах трагедии, сейчас говорят о фатальных ошибках диспетчеров, не сумевших развести самолеты, и шумовых помехах - Не буду утверждать, что известные мне подробности случившегося на все сто соответствуют истине. Единственное, могу сказать, что информация поступала ко мне лично из достаточно авторитетных источников в Аэрофлоте. Ситуация, как мне ее изложили, была следующей. Да, безусловно, произошла диспетчерская ошибка. Но все произошло не на ровном месте. В тот самый момент некий партийный божок чуть не в ранге всего-навсего секретаря райкома партии на борту небольшого самолета, Ан-24 или Як-40, летел из одного района в другой. И ему как полновластному хозяину этого района присвоили "литер А" - Это значит, что воздушный коридор для его самолета просто-напросто увеличили?

- Совершенно верно. Ему присвоили ранг прохода правительственного воздушного судна. Остальные самолеты, находящиеся в этот момент в небе, соответственно, вынуждены были ужиматься. В итоге все воздушные коридоры в том районе небесного пространства были изменены. Дело еще и в том, что диспетчерам срочно пришлось производить расчеты и "разводить" самолеты. При этом тогда же не было столь совершенного оборудования, как сейчас. По всем этим причинам сбой и произошел - Вы, наверное, знаете, что в тот день за пультом был неопытный стажер?

- Да, я слышал об этом, но мне эту информацию не подтвердили. Как мне сказали, это был достаточно грамотный диспетчер. Я даже слышал, что этот человек впоследствии повесился, не выдержав такого психологического груза.

Источник: http://Георгий ШАБАЛИН, По материалам gazeta. ru, Вечерняя Рига






||

2009 PribaltNews.ru

При полном или частичном цитировании материалов сайта, гиперссылка на www.pribaltnews.ru обязательна.